Лингвист, профессор СФУ Ольга Фельде отмечает, что именно фейки стали оружием информационных войн:
- Основное поле, где сейчас разворачивается война за наши души — это Интернет. Сегодня социальные сети и мессенджеры оказывают огромное влияние на нашу ценностную картину мира. На первом плане выгода. Здесь совершенно беспринципная вещь — вот эти вот техники манипуляционные. В фейковых новостях нет точных фактов, нет дат — когда это происходило, в какое время, то есть это какая-то, скорее, эмоциональная информация, у которой, как правило, нет авторов. Именно так распространяется ложь. 75% населения, точнее, пользователей Интернета, по данным американских социологов, не различают истину и ложь. Каждый второй пользователь Рунета — тоже. Цель такой лжи известна — это стратегия дискредитации, фальсификации или лжи. Беда в том, что эти две стратегии начали сталкиваться в одних и тех же текстах. Например, часто лгут для того чтобы дискредитировать кого-то или что-то. И это характерно не только для нашей страны, мы знаем, подобные техники приводят к очень большим социальным потрясениям. Для чего это делается? Для двух глобальных целей — политическая, когда решаются политические задачи, а вторая, когда коммерческие.
Юристы, которые специализируются на гражданском праве, подчёркивают, что даже после изменения уголовного кодекса, где появилась статья за клевету, привлечь авторов к ответственности всё ещё очень сложно. Многие такие тексты сопровождаются фразами «кажется», «мы предполагаем», «считаем». По закону, такие фразы, которые выглядят как факты, являются оценкой, которую через суд опровергнуть нельзя. И авторы этим пользуются. Другая проблема — большинство Телеграм-каналов, распространяющих такие фейки — анонимные, а значит установить лицо, распространившее ложь, невозможно.
Анализ сообщений анонимных авторов в социальных сетях, которые последние дни с высокой интенсивностью распространяют непроверенную информацию в отношении губернатора, показывает, что большинство из них специализируется на коммерческих публикациях, то есть владельцу, например, Телеграм-канала платят за каждое сообщение. Для этого достаточно написать владельцу канала или разместить заказ на специализированной бирже Телеграм-рекламы. Важно отметить, что для того, кто сообщение публикует, неважно, является ли публикуемая информация правдой. Заказчик платит — автор публикует. Стоимость одной такой публикации в не самом популярном канале может достигать 100 тысяч рублей. И здесь возникает вопрос — кому такая кампания может быть выгодна.
Политолог Александр Чернявский заказчика не называет, но отмечает, что Александр Усс находится под серьёзным информационным прессингом оппонентов разного калибра уже два года:
- В этом смысле отдельные всплески активности структур, работающих против красноярского губернатора, связаны с разными причинами. Очередная волна слухов по поводу возможного ухода Усса на пост президентского полпреда в СФО, на мой взгляд, больше привязана к событийному ряду последней недели. Уход Меняйло, отставки губернаторов ряда регионов — сами информповоды дают хорошую возможность вновь активировать замусоленную тему ухода Александра Викторовича из края. Относиться к слухам нужно философски. Просто нужно вспомнить, что впервые Уссу пророчили отставку уже в марте 2019 года после проведения Универсиады. Уходит до сих пор…»
Другие опрошенные эксперты согласны, что новая волна публикации критики и откровенной лжи в адрес руководителя региона совпала со слухами о возможной скорой встрече руководителя региона с президентом России. Видимо, предполагают эксперты, некоторые противники действующей власти в крае боятся даже разговоров о возможной встрече, поскольку это свидетельствует об усилении позиции губернатора края.
- Всем известно, что глав регионов обычно меняют весной и осенью. Недоброжелатели Усса, давно желающие его отставки, в принципе понимают, что ничего у них не получится, что Кремль не имеет к Александру Викторовичу никаких претензий. Однако очередной «губернаторопад», т. е. недавние замены в других регионах, в частности, в соседней Тыве, создают определённый негативный фон. И этот фон пытаются подложить под Усса. Дескать, он следующий. Его, повторяю, не будут менять. Но бесконечные разговоры об отставке, конечно, нервируют краевую элиту и наносят губернатору имиджевый урон. Небольшой, но в чём-то чувствительный. Т. е. это ситуация из серии «не догоню, так хоть согреюсь». Не можем снять — хотя бы напакостим. Это пакостничество, полагаю, скоро закончится. Поскольку закончится «губернаторопад» и начнётся выборная кампания, в ходе которой от Усса будет зависеть очень многое! — отмечает эксперт по региональной политике Виталий Иванов.
Опрошенные нами эксперты советуют, помимо личной гигиены, соблюдать гигиену информационную, пытаясь перепроверить распространяемую анонимными каналами информацию через официальные источники.