1370

Музейный центр «Площадь Мира» впервые после карантина открыл двери для красноярцев

Выставка «Этот день мы приближали как могли» готовилась к 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Впервые после карантина свои двери для посетителей открыл Музейный центр «Площадь Мира». Выставка под названием «Этот день мы приближали как могли» готовилась к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, но ее пришлось заморозить из-за пандемии. В конце прошлого месяца красноярцы смогли увидеть только одну из экспозиций - ротонду на набережной. О пяти других расскажет Юлия Рядчикова.

- Не случайно мы стоим перед эти чёрным объектом, рупором, гигантским громкоговорителем.

Рупор молчит, а тишина говорит. «Минута молчания» так называется этот арт-объект, который служит эпиграфом к экспозиции. Его авторы постарались передать смысл без слов. Расчёт на то, что посетитель в полной тишине «слышит» новости информбюро или голос Левитана.

- Это такие планшеты, которые презентуют начало исторической работы художников с темой войны. Это объект 95 года.

Фрагменты карты боевых действий сегодня опять висят на стене, а когда-то уже успели послужить половым покрытием. Оттого в пыли. Сметать её не стали, она — часть экспозиции. Всего их шесть.

- Мы попадаем в экспозицию и нас окутывает всё пространство в целом. Мы не отделены от пространства, как в классическом музее. У нас на экспозиции нет витрин, нет стендов. Весь документальный материал интегрирован в объекты, находящиеся в пространстве, — рассказал старший научный сотрудник музейного центра «Площадь Мира», автор проекта Вадим Марьясов.

На входе посетителей встречает инсталляция «Обелиск», которая состоит из оружейных ящиков. Но, если посмотреть под другим углом, то это саркофаги для погибших солдат.

Архетипические вампиры, сочетающиеся с темой фашизма. Искусство в иносказаниях. В одних работах смысл лежит на поверхности. В других глубоко скрыт.

- Искусство и документ, вымысел и факт встречаются в одном пространстве и создают пространство исторического воображения для нашего современника. Только через воображение можно проникнуть в смысл эпохи. И этому очень помогает искусство. И сегодняшнее искусство — ищущее, экспериментирующее, — рассказал арт-директор музейного центра «Площадь Мира», автор проекта Сергей Ковалевский.

Посетитель включает воображение и фотоснимок заснеженных лопат в огороде видится как каски солдат на поле брани или бесчисленные могилы бойцов.

- Вся эта горка, вся эта эшелонированная система вагонов прорезана окнами. Где-то экспонаты простые — подстаканники, где-то появились важные документы. А где-то микромакеты — мы видим теплушку солдат, которые едут на фронт через всю страну. Видят участки боёв.

Железная дорога в инсталляции не случайна. Именно она соединяла Красноярск с миром войны. Тем временем, тыловики ковали победу на производственных станках практически без сна. Следующая инсталляция памяти тяжелому женскому труду. Здесь же — сокровенные мысли работниц. Часто инсталляции строятся на противопоставлении мира войне. Напротив станков — архивные фото мирной жизни. А этот художник выразил идею, разместив рядом с чёрным холстом, детскую пеленку.

- Была сложная логистика. 19 зафиксировали. Ни каждый ветеран готов принять. Они помещены в жилую частную среду.

Что необычно. Ведь ветераны ассоциируются с парадными портретами. На выставке можно найти и куклу, которую отец — фронтовик привёз дочери в 45-ом из Германии, и душу солдата, которая теплится воспоминаниями о родном доме. Макет госпиталя. Звёзды, которые загораются, когда на небе исчезает имя погибшего бойца.

- Триумфальная арка из ржавого металла, чтобы её пройти, придётся низко склонить голову. По замыслу авторов мы должны не гордиться победой, а помнить, какой ценой её получили, — говорит корреспондент Юлия Рядчикова.

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости