В 18:02 по московскому времени самолет вылетел из аэропорта, но спустя несколько минут командир воздушного судна принял решение вернуться. Позже бортпроводник Татьяна Касаткина рассказала, как во время полета в самолет ударила молния, после чего на борту отказала радиосвязь — пилот объявил, что судно возвращается обратно.
При посадке самолет ударился о взлетно-посадочную полосу. После одного из ударов, по предварительным данным, прорвало топливный бак — Суперджет загорелся. Страшные кадры из салона воздушного судна приводит Baza. Видно, что огонь охватил половину самолета. В салоне — паника.
К середине дня Следственный комитет РФ озвучивает основные три версии крушения воздушного судна: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, техническая неисправность и неблагоприятные метеоусловия.
Специалист по безопасности полетов Александр Романов: «Суперджет сыроват и нуждается в доработке»
Эти версии рассматривает и бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов. По его словам, самолет Сухой Суперджет 100 получил сертификацию, а, значит, был устойчив к любым погодным условиям. И, тем не менее, насколько надежен Суперджет — судить Романов не берется.
— Из практики, по словам пилотов, очевидцев, которые летают на таких самолетах, самолет этот немножко сыроват и очень часто технически подводит, много отказов. Его еще надо много дорабатывать. И все же самолет этот прошел все испытания — грешить только на технику я не могу, — сказал Александр Романов «7 каналу».
Бортпроводник Евгения Белешева о пассажирах с чемоданами: «Жертв могло быть меньше»
Дальше — видео от сотрудников аэропорта. На кадрах видно, как подальше от горящего Суперджета бегут пассажиры. В руках — большие чемоданы. Жертв могло быть меньше, говорит бортпроводник Евгения Белешева.
— Сегодня весь день слежу за новостями, конечно. Уверенна, когда пилот объявил об аварийной посадке, бортпроводники попросили пассажиров расстегнуть ремни, оставить все личные вещи и готовиться к эвакуации. Очевидно, что на это (сбор ручной клади) уходило время, которого было итак немного. Согласно международным стандартам, бортпроводники обязаны полностью эвакуировать самолет за 90 секунд. И это возможно. Здесь был небольшой самолет с неполной, насколько я поняла, посадкой. Я думаю, что больше людей могли спастись, — говорит Евгения Белешева.
Бывший пилот «Аэрофлота» Матвей Сизганов: «Это можно было предотвратить»
Бывший пилот «Аэрофлота» Матвей Сизганов уверен, что трагедию можно было предотвратить, если бы наземные службы были готовы к аварийной посадке.
— А где пожарные расчеты, стоящие елочкой на всём протяжении вдоль ВПП (взлетно-посадочная полоса), поскольку неизвестно в какой ее части ВС (воздушное судно) остановится? А где пена, разливаемая на ВПП при аварийной посадке ВС с полными баками? Пена, которая мгновенно гасит любые искры от соприкосновения металла и асфальта и не даёт загореться топливу. Керосин горел по всей ВПП. Как это всё возможно? А где стоящие тут же, вдоль ВПП медицинские авто в расчете на всех пассажиров и членов экипажа? — Пишет Сизганов.
Он также отметил, что в его практике была аварийная посадка на взлете с возгоранием двигателя:
— И у меня было возгорание двигателя на рулении на взлёте (т.е. с полными баками) на Ил-86 (350 Pax + 12 Crew) [пассажиров и членов экипажа] с последующей эвакуацией за 90 секунд, и коллеги садились на пену — при чем тут шмотки? Их роль гораздо менее значительна при эвакуации, связанной с пожаром, чем четкая и правильная работа наземных служб. Огонь и продукты горения убили погибших — то, что намного вероятнее можно было предотвратить при подготовке ВПП и мгновенном начале тушения полностью остановившегося ВС.
Авария в «Шереметьево» унесла жизни 40 пассажиров и 1 сотрудника экипажа — бортпроводника Максима Моисеева. Среди погибших есть дети. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту аварийной посадки.
В Мурманской области объявлен трехдневный траур по погибшим в катастрофе.