4825

«Многие умирали по дороге»: красноярка вспомнила об ужасах эвакуации из блокадного Ленинграда

Ее в 2 года нашли полуживой в коммуналке, а затем отправили в Сибирь
«Многие умирали по дороге»: красноярка вспомнила об ужасах эвакуации из блокадного Ленинграда. Фото: ЦГАКФФД СПб / evacuation.spbarchives.ru
Фото: ЦГАКФФД СПб / evacuation.spbarchives.ru

Эсфирь Колосова, председатель Общества блокадников Свердловского района Красноярска, рассказала проекту «Радио Свобода» «Сибирь.Реалии», как ее еще малышкой увезли из осажденного Ленинграда и удочерили в еврейской семье под чужим именем.

В 1942 году истощенную 2-летнюю девочку привезли в Приморский госпиталь Ленинграда, ее самое раннее воспоминание — именно больничная палата. «Помню еще, под кроватью стоит деревянная лоханка... Видимо, я запомнила эту палату потому, что мне тогда было очень страшно», — вспомнила блокадница. Девочку направили в дом ребенка №9, который затем эвакуировали в Канск.

«Как я уже узнала позже, детей везли больше месяца, обогревали в теплушках. Дорога до Сибири заняла больше месяца. Столь долгий путь оказался под силу далеко не всем. Многие умирали по дороге, их тельца складывали в вагон-холодильник, который ехал этим же составом. Регулярно в вагонах раздавался вопрос: «У вас все живы?» Как я выжила, одному богу известно», — рассказала Эсфирь Исаевна.

В Канске ее заметили приемные родители Лидия и Исай Зусманович. В июле 1944-го они потеряли единственного сына Фрола на Ленинградском фронте и решили удочерить именно девочку из Ленинграда. 

Сначала девочку забрали в Красноярск на время, чтобы подкормить, затем усыновили. В документах ей поменяли фамилию, имя, отчество и место рождения, назвав в честь погибшего Фрола (на женский манер — Эсфирь). От дочери не скрывали, что она приемная.

Эсфирь Колосова прожила почти всю жизнь в Красноярске, вышла замуж и родила двух детей (фамилия по мужу), 40 лет проработала стоматологом. В 1990 году на собрании краевого общества блокадников нашла свое имя в списках эвакуированных из Ленинграда: Валя Колосова, полная сирота, переехала при таких же обстоятельствах, как она. Блокадница решила, что найдет своих биологических родителей. Приемная мать была не против, но сказала: «Фиронька, ты ищи, но у тебя никого нет».

Женщина написала запрос в Приморский госпиталь и облздрав, изучила рассказы и архивные данные. Как оказалось, ее истощенной и полуживой нашли в одной из коммуналок — «Я уже не могла кричать от голода, живых взрослых рядом со мной не было». В доме ребенка Вале дали имя и определили примерный возраст по зубам — родилась 1 марта 1940 года.

«Ленинград я впервые увидела, когда мои дети уже учились в школе. Там для меня все чужое. Но детские воспоминания до сих пор не дают забыть, что я на самом деле — сирота из блокадного Ленинграда. 

Я всю жизнь прожила с ощущением, что вот сейчас кто-то позвонит, постучит в дверь или придет телеграмма о том, что меня ищут. Конечно, я бы никогда не бросила своих приемных родителей, это были святые люди. Но вот это ощущение, что меня ищут родные, со мной всегда».

Издание отмечает: в Красноярск с 1941 по 1942 год из блокадного Ленинграда было эвакуировано 11 тысяч человек, в том числе 2 тысячи детей. Часть из них не выжила в пути, до Красноярска дошел контейнер с их телами (похоронены на кладбище в Березовке).

История блокадницы, оставшейся без родителей, — в специальном проекте «7 канала»

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости