В Сибирском федеральном университете открылась международная конференция «Ленд-лиз: маршруты взаимодействия против общего врага». Она посвящена юбилею красноярской воздушной трассы «Аляска — Сибирь». В годы Великой Отечественной войны из США по договору ленд-лиза перегоняли самолеты на фронт.
— С гордостью на мероприятия мы шли в этой куртке. А потом вот Вячеславу Викторовичу я подарила для музея, говорю, пусть будет память.
Дочь штурмана Александра Сорокина бережно хранит фотографии и личные вещи отца. Он перегнал больше 100 самолетов по трассе «Аляска-Сибирь», получил боевой орден Красного Знамени. Зимой 1943 года его самолет упал. Галина Киселева рассказала, что ее отец выжил благодаря теплому лётному комбинезону и шоколаду, который всегда брал в рейс.
«Их искали неделю. Они повторили подвиг Маресьева. Все обмороженные еле их нашли. Якуты поднялись на собачьих упряжках, они все-таки нашли самолет. Нашли, спасли летчиков. У папы не осталось почти лица, его собирали там по кусочкам», — говорит дочь штурмана 1-го перегоночного авиаполка трассы «Аляска-Сибирь» Галина Киселева.
Туманы и низкая облачность в сочетании с отсутствием навигационных систем на аэродромах делали каждый перелет подвигом. За годы войны в Красноярском крае произошло 60 авиакатастроф, 123 человека погибло. Трасса Аляска-Сибирь начала работать осенью 42-го года. Первый перелет длился 6 дней.
«Эти самолеты уже пошли потоком на фронт. Самая первая партия самолетов буквально в течении 2-х недель была отправлена на Сталинградский фронт. Что было очень важно. Всего за 3 года работы трассы прошло через Красноярск 8094 самолета. Это очень большая цифра», — отмечает сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ Вячеслав Филиппов.
Гуманитарный и военно-инженерный институты СФУ проводят исследования на территории Сибири, Дальнего Востока и центральной России. Студенты проводят раскопки неучтенных военных захоронений. В конференции участвуют историки, архивисты, краеведы, представители поисковых отрядов и родственники летчиков.
«Сегодня мы будем обсуждать тему авиационной трассы Аляска-Сибирь и тот вклад Красноярского края, тот вклад Сибири и вклад наших союзников в дело победы над общим врагом», — начинает разговор директор Гуманитарного института СФУ Денис Гергилёв.
Организаторы подготовили выставку личных вещей, фотографий и документов ветеранов, экспонаты с места катастроф, модели самолетов союзников и фашисткой Германии. На церемонии открытия конференции наградили победителей конкурса детских рисунков посвященных трассе «Аляска — Сибирь». К юбилею «АлСиба» выпустили почтовые открытки. Их передали в музей СФУ, представителям Мемориала Победы и почетным гостям мероприятия.
