Буквально сразу после того, как режим неблагоприятных метеоусловий был снят, в Красноярске провели заседание экологического штаба. Обсудили задымление воздуха, а также совершенствование системы мониторинга атмосферы. Подробности у Ирины Шевага.
Сотни звонков возмущенных красноярцев, непрерывные наблюдения за содержанием вредных веществ в атмосфере, 114 исследований воздуха в разных районах города — нависший над Красноярском смог заставил забеспокоиться горожан, чиновников и ученых. Режим неблагоприятных метеоусловий действовал с 17 по 25 июля.
Людмила Бакова, заместитель начальника Среднесибирского УГМС:
«Как ни странно, в Советском районе 5-й пост и 7-ой, который на Гладкова, оказывается, ничего не обнаружили. Наиболее подвержены загрязнению Ленинский и Кировский район».
Вдобавок обнаружились пять нарушителей, которые, вопреки режиму НМУ, не снизили количество выбросов. Среди них кирпичные и асфальто-бетонные заводы. Всего же в городе только пять предприятий согласовали план выбросов. Остальные 23 пока загрязняют воздух, что называется, внепланово. Если в ближайшее время руководители этих заводов не подсуетятся и не оформят необходимые документы, то им грозят штрафные санкции.
Сергей Толмачев, депутат горсовета:
«Будут докуплены и мобильные передвижные эколаборатории, для того, чтобы мы могли независимые данные мониторинга передавать в компетентные органы и в суд, для того чтобы нерадивые предприниматели — вне зависимости, крупное это предприятие или просто котельная, которая где-то дымит — и наругает, чтобы мы могли всех их жестко наказывать, жестко оштрафовать или даже приостановить их деятельность».
В городе нет надежной системы мониторинга, которая бы позволила безошибочно определить источник загрязнения воздуха. Передвижные эколаборатории пока только работают в этом направлении. В правительстве обещают — в течение года система контроля воздуха будет усовершенствована. Для этого хотят привлекать в том числе и самих горожан.
Александр Усс, председатель Законодательного собрания:
«В течение года развернуть систему подключения к мониторингу населения — то есть, снабдить людей достаточно простыми, но эффективными приборами, провести качественное обучение и разместить такие пункты в школах, при ЖЭКах, в других подходящих условиях, для того чтобы люди могли включаться в эту работу».
Но какую бы совершенную систему мониторинга не создали, главное — снизить количество загрязнения.
Доля автотранспорта в загрязнении атмосферы в городе — 35%. Выхлопные трубы находятся в непосредственной близости от людей — мы дышим этим напрямую. Заменить муниципальный транспорт на экологически чистый собираются в следующем году.
Ирина Шевага, Евгений Шестаков