3919

Швейцария в трёх шагах

Наша съемочная группа побывала в Европейской организации по ядерным исследованиям - ЦЕРНе

 

Куда утекают мозги? Наша съемочная группа побывала в Европейской организации по ядерным исследованиям - ЦЕРНе. Это крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Именно здесь создали грандиозный научный прибор - большой адронный коллайдер. В организации работают тысячи ученых со всего мира, в том числе из России. Гор Георгян прогулялся по ЦЕРНу и поговорил с отечественными специалистами. Как работается им в центре Европы - в первой серии проекта "Швейцария в трех шагах".

 

Это не фантастический фильм. Планета в безопасности и Брюс Уиллис может пока передохнуть. Это рядовая экскурсия в женевском музее Микрокосм, который создал ЦЕРН. Практически все экспонаты выполнены в форме шара. И благодаря интерактивности даже сложные темы вроде экспериментов в ЦЕРНе заинтересовывают и самых маленьких посетителей. Поэтому желающих узнать об истории организации, различных аспектах физики ядерных частиц всегда достаточно. Тем более, вход в музей свободный.

Стюарт Дашвид, посетитель музея: «В доступной и интерактивной форме можно узнать о многих познавательных научных вещах. Допустим, я не имел представления, что большой адронный коллайдер настолько огромный. Мне, как школьному учителю, это очень интересно».

Большой адронный коллайдер - главное изобретение ЦЕРНа. Длина установки - около 27 километров. Он находится внутри тоннеля, который проложен под франко-швейцарской границей. Это самый большой ускоритель элементарных частиц. Эксперименты в большом адронном коллайдере позволят делать важные научные открытия.

Это вход в ту самую шахту, где располагается самый грандиозный научный прибор в мире. Он защищен от любых внешних воздействий и находится на глубине 100 метров, прямо под нами.

На строительство коллайдера потратили почти 10 миллиардов долларов. Над установкой в разное время работали 10 тысяч человек из ста стран мира. В том числе и из России. Валерий Ахназаров в ЦЕРНе около 20 лет. Он - механик, трудится над Атлас-детектором. При помощи этого устройства проводится один из главных экспериментов на Большом адронном коллайдере - поиск сверхтяжелых элементарных частиц, таких как Бозон Хиггса. Валерий эмигрировал из России в Канаду в начале 90-х. Теперь исполняет обязательства «кленовых» перед ЦЕРНом. Причина отъезда прозаична.

Валерий Ахназаров, механик: «Вы не можете работать на одной работе и получать достойную зарплату, чтобы этого было достаточно, чтобы вы могли жить. Приходилось работать на другой работе. Это нормально было».

Валерий проводит экскурсию по лабораториям ЦЕРНа. Здесь работают несколько тысяч человек из 20 стран мира, членов организации. Все они платят годовые взносы, небольшой процент от ВВП государства. Бюджет ЦЕРНа - около миллиарда долларов. Деньги вкладывает и Евросоюз. Россия, Китай и США являются наблюдателями и взносов не платят. Но это пока, с каждым годом экспериментов становится все больше, и руководство организации рассчитывает и на финансовую помощь супердержав. А вот на квалифицированные кадры жалоб нет.

- Вот вы сейчас увидите человека, который работает почти 24 часа в сутки.

- Нет, гениальных людей очень мало. То, что мы работаем много - приходится работать, потому что очень много дел.

Олег Федин - легендарный человек в российской науке. Он руководил строительством TRT-детектора для эксперимента АТЛАС. С ЦЕРНом Олег Львович сотрудничает уже 20 лет. Работает и в России, и в Швейцарии. Но, признается, последние пять лет 90% времени проводит в ЦЕРНе.

Олег Федин, заведующий лабораторией петербургского Института ядерной физики: «ЦЕРН - это прекраснейшее место для работы. Потому что кроме работы ты ничем не занимаешься. Быт полностью обеспечен. Поэтому проблем нет, ты работаешь круглые сутки. Можешь работать круглые сутки».

В России тоже можно работать круглые сутки. Но из-за гораздо меньших возможностей результат будет иным, сетуют специалисты. Условия в нашей стране и Европе несопоставимы - желающих стать учеными сейчас практически нет, какие-то поразительные метаморфозы происходят с Академией наук. Но надежды на лучшее у российских специалистов все еще теплятся.

- Если бы была возможность, вы бы вернулись? Или уже прижились здесь? - Вернулся бы.

Гор Георгян, Павел Иваницкий

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости