«Красноярск без путеводителя»: изучаем катакомбы Органного зала — Новости 7 канала, Красноярск

«Красноярск без путеводителя»: изучаем катакомбы Органного зала

Что скрывают Органный зал? Денис Денисов сегодня выяснил, что, несмотря на старинный облик, многие элементы здания неоднократно менялись. А под ним спрятан тоннель, редко доступный для гостей. Подробности в следующей серии проекта «Красноярск без путеводителя».

— Органный зал. Наверное, одно из самых вычурных, необычных и выбивающихся из общей архитектурной канвы зданий Красноярска. Между прочим, единственный готический объект не только в городе, но и во всём крае. И при такой внешности здание просто не может не скрывать хотя бы парочки тайн или интересных историй.

При всей средневековости сегодняшнего облика — он таким был не всегда. По старым фотографиям видно, что над порталом раньше была статуя спасителя. А боковые башни — новодел. В советское время их сносили. В том числе по идеологическим причинам. Здание построили в 1911-м году, как католический храм вознесения господня. Некоторые общины до сих пор используют его для религиозных нужд.

В 20-х годах храм национализировали. Потом тут был радиокомитет, кинокомплекс, а на рубеже 70-х и 80-х в рамках движения, или как сейчас бы сказали нацпрограммы «Превратим Сибирь в край высокой культуры» полуразрушенное здание решили реконструировать.

— Насколько я могу понять — это была тотальная реконструкция, потому что в то время, когда здесь комитет и кинокомплекс, здесь было несколько этажей, и располагались иначе окна. И это даже заметно снаружи по кирпичной кладке, — рассказывает солист красноярский филармонии Андрей Бардин.

Вместо религиозных сюжетов на витражах теперь светские образы. Сам орган появился на своём месте только через год после реконструкции. И, несмотря на аутентичное духовое звучание, современные католики им не пользуются, поскольку по их правилам там должен располагаться алтарь. Поэтому они пользуются электронным, на балконе, под потолком. Возможно, исторически там и находился оригинальный. Но помимо органов тут есть ещё один инструмент, который многие слышали разве что в исторических фильмах.

Сегодня клавесин это как виниловые пластинки — винтаж. Но эта новая модель сделана по правилам эпохи барокко. Клавиши чёрные — чтобы руки барочных дам красиво контрастировали на фоне. Принцип звукоизвлечения за пару веков — тоже менять не стали.

— Изменились разве что материалы. Если в стародавние времена это могли быть жильные струны, то сейчас струны металлические и, если допустим, в эпоху барокко птичье пёрышко защипывало струну, то сейчас там есть металлический плектр. Но принцип остался тот же — когда мы нажимаем клавишу, плектр защипывает струну, и вот возникает такой красивый серебристый звук, — рассказывает Андрей Бардин.

— Без чего невозможно представить ни одно готическое здание? Правильно — без собственных катакомб. Но в случае Органного зала «катакомбами» это сложно назвать. Скорее просто небольшой тоннель. И появился он здесь не в годы строительства самого здания, а во время всё той же реконструкции 80-х.

— По большому счёту подземелье ведёт в никуда. Заканчивается вот этой лестницей, которая упирается в деревянный заколоченный потолок. И вот уже над нами находится музыкальная школа. И скорее всего раньше тоннель просто соединял её с Органным залом.

Кстати, здание школы хоть и деревянное, но по своему облику тоже отсылает скорее к Европе. Ну, а когда закончится реконструкция исторического квартала, этот архитектурный ансамбль непременно станет его жемчужиной.

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость


Последние новости
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Показать