415

Зачем изучать историю края и семьи?

Олег Савин — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: история России ХХ века.

— Что такое локальная история?

— Единого подхода к тому, что является локальной историей, не существует. Кто-то считает, что локальную историю нужно сужать до уровня человека и конкретной семьи, деревни, какого-то там совхоза и так далее. Поэтому локальную историю, с одной стороны, мы можем рассматривать как абсолютно узкую часть, с другой — локальную историю мы можем рассматривать как историю региона, губернии, области, края.

Следующий уровень — глобальный — это общероссийские исследования, которые касаются всех процессов внутри нашей страны, а также процесса, который касается вопросов страны и всеобщей истории. В любом случае, сейчас, какое бы исследование мы не проводили с вами, историки пытаются видеть, искать параллели, которые касаются не только то, что отрывно — то есть понятно, в каком-то регионе — но и привязывают историю региона к каким-то всеобщим процессам. Это, конечно, делать тоже правильно.

— С чем связан высокий интерес ученых к изучению локальной истории?

— Мы живем в глобальном мире, границ у нас с вами нет, мы все можем куда угодно ездить, с кем угодно общаться. Но у каждого есть свой дом, наверное, в условиях того, что эти границы стараются, наверное, каждый из нас все равно хочет понимать откуда он или что он из себя представляет. Это понимание своей квартиры в глобальном смысле, в условном смысле, очень важно для многих людей. Именно откуда ты, что ты, в условиях, когда ты везде хочется понимать, что в тебе есть твоего собственного. Вы проходите мимо какой-то улицы и видите какой-то объект, интересный, необычный. Допустим, идёте вы в гости к своим родственникам и видите гараж. На гараже написано: «Снести до 1983 года». Все наши студенты родились после 1983, после 1990-го года. Но переставляете, до сих пор можно найти на улице гараж, который нужно было снести с этого места в 1983 году. Почему это не повод для исследования? Просто любопытство.

Нужны ли нам региональные культурные герои?

— Тот или иной регион он с чём-то идентифицируется, знать своих героев или тех людей, кто прославил эту местность, с точки зрения формирования общероссийского и регионального патриотизма необходимо. Этот человек наш земляк, он нас прославил. Это и Ярыгин, и Сайтиев, и Суриков с Поздеевым. Конечно, если это всемирно известные величины, никто элементы гордости за твое место не уберёт.

Недавно наш мэр города вместе с главой одного из районов говорил о том, чтобы развить проект «Вавиловский Арбат». Именно там молодые художники вместо «наших серых будней» делают красивые граффити, сюжеты на больших зданиях. Представляете, в пять этажей у вас красивая картина. Это вопрос и социальной привлекательности микрорайона, и, в целом, стабильности, снижение уровня преступности, поскольку, когда спросили у художников: «Вы же нарисовали? Внизу кто-нибудь что-нибудь стер или закрасил?». Они говорят, что нет. Ведь то, что кажется красивым и привлекает — остается.

Параллельно тем зданиям, которые называются «Вавиловский Арбат», если проект состоится, у нас есть еще шесть зданий, которые выходят лицом на проспект Красноярский рабочий, и там изображены большие фрески в пять этажей известного мирового художника Тойво Ряннеля. Он в 90-е годы уехал на историческую родину, но связи с Красноярском никогда не рвал — сотрудничал. Он изобразил шесть картин, которые описывают предприятия Красноярского края. Но когда у нас несколько лет назад активизировались вопросы, связанные с ремонтами, некоторые из этих фресок просто-напросто закрасили. Взяли и закрасили. Несколько осталось, четыре, кажется, или две, а остальные закрасили. Это поле для локальной истории.

Сообщите свою новость