31160

Рассказываем, как новостройки Красноярска превращаются в гетто

Как застройка уродует город?

Почему архитектура в современном Красноярске не в почёте и как новостройки превращаются в гетто? Что власти планируют делать с неконтролируемой жилой застройкой и зачем нужно строить элитное жилье рядом с социальным? Ответы на самые острые вопросы градостроительного будущего и переуплотнения микрорайонов краевого центра — в специальном репортаже Дениса Денисова «Жилкомбинат».

— Вот тут даже не за что зацепиться глазу. Обычно, чтобы сфотографировать что-то хорошо, нужно выбрать главное, что притягивает глаз...

Найти что-то прекрасное в новой Покровке Анастасии Тамаровской непросто, хотя в профессии фотографа она уже далеко не первый год. Ядовитая расцветка домов, градостроительный хаос и полное отсутствие архитекторской работы — типичные атрибуты новых жилых массивов Красноярска. Диктатура конструктивизма практически вытеснила всю красоту из бетонных джунглей.

«Самый простой признак, по которому мы можем понять, комфортно здесь жить или нет — как здесь проводят время люди? Никак! И все.

То есть человеку, чтобы как-то провести здесь свободное время, я думаю, в основном захочется уехать из этого района, потому что здесь нет ничего», — говорит фотожурналист, куратор культурных проектов Анастасия Тамаровская.

Только за прошлый год в Красноярске построили почти миллион квадратных метров жилья. Большинство — в многоквартирных домах. Таких масштабов, если верить городской администрации, не было с советских времён.

Смешанные в одну хаотичную массу высокие дома навсегда изменили линию горизонта. И, если верить специалистам в области архитектуры и урбанистики, далеко не в лучшую сторону.

«Эстетика эта визуальная — это та же самая экология. Она так же сказывается на физиологии нашей. Вот этот вот ритм застройки, который никак не осмыслен композиционно, во взаимоотношениях с ландшафтом, если он будет продолжен дальше — это навека. И тогда для этого города — это страшно, это будет катастрофа», — возмущался одной из таких серий «высоток» архитектор Алексей Мякота.

Новая Покровка, Белые Росы, Орбита, Мясокомбинат и Северный — лишь небольшой список микрорайонов, который регулярно подвергается критике как со стороны урбанистов, так и со стороны их жителей. И речь даже не только об отсутствии элементарной инфраструктуры — школ, больниц, остановок и рекреационных территорий. Случаи, когда застройщик тратит хотя бы минимальные средства на архитектурную составляющую новых домов, почти исключительны.

«То есть это будет в разы дороже. Но продать квадратный метр в разы дороже нашему покупателю мы не сможем. Может быть, и есть таких 2-3 человека в Красноярске, но они уже давно себе построили индивидуальные дома вот в этом стиле. Потому на сегодняшний день, нет этого рынка, нет этого потребителя», — объясняет  президент Союза строителей Красноярского края Александр Коропачинский.

По градостроительному плану почти вся территория для жилой застройки помечена как Ж-9. Это значит — как минимум девятиэтажные дома. Но многие застройщики привыкли работать на максимум. Те же Белые Росы изначально планировались архитектором Евгением Зыковым как пространство, выдержанное в художественной концепции и работающее от окружающего природного ландшафта. Но бесконечные правки заказчика превратили Белые Росы в нечто похожее на гигантскую серверную с сомнительными цветовыми решениями.

«Если покупают квартиру вот в таких домах и это дает ему хорошую прибыль, то почему он должен менять свою бизнес-стратегию?» — не удивляется Евгений Зыков, председатель правления красноярского Союза архитекторов.

Поэтому дома строят высокие, рядом и с максимальным количеством квартир малой площади. Такая плотность перегружает инфраструктуру, а хозяин квартиры больше не чувствует себя хозяином места, где он живёт. Об этом говорит практически нулевая активность людей на собраниях собственников. В итоге анонимная среда может превратить целый район в непригодный для цивилизованной жизни.

Нечто подобное уже случилось в Красноярске и стало инфоповодом для СМИ еще 2 года назад. 2 трети квартир в домах на ул. 60 лет образования СССР власти купили для выпускников детских домов, потому что они здесь дешёвые. Это превратило жизнь всех остальных владельцев квартир в настоящий кошмар.

Профессор кафедры архитектурного проектирования Валерий Крушлинский занимается проблемами массового строительства уже не один десяток лет. И, по его мнению, рынок социального жилья никогда не встанет на ноги путем естественных рыночных отношений в жилищном секторе.

«Проектировщики все хотят строить жилье хорошее, достойное и так далее. А экономически оно рабам не годится, оно дорогое. Сегодня однокомнатную квартиру покупает гастарбайтер какой-нибудь из Таджикистана, и там 12 человек живёт. То есть это жилье уже превращается в трущобы автоматически», — считает профессор кафедры архитектурного проектирования СФУ Валерий Крушлинский.


Во многих европейских странах давно отказались от жилищного гигантизма. Принципы, по которым развивается Красноярск, на Западе считаются устаревшими и давно. Там в работу вмешались муниципалитеты и стали ограничивать застройщика в этажности вплоть до 3-5 этажей. У самих жильцов при этом появляется чувство ответственности — малое количество собственников в здании заставляет их кооперироваться при решении жилищных проблем.

А, например, Голландия сейчас практикует смешанные типы жилья, где около 20% квартир в новом доме отдаются в муниципалитет как социальные. Вся современная урбанистика приходит к тому, что надо перемешивать слои населения, чтобы не было напряжённостей.

В Красноярске такой подход был невозможен в принципе. По российским законам, если застройщик получил участок, делать он с ним может что хочет. Главное, чтобы все соответствовало техническим требованиям.

 «Федеральное законодательство вообще никак не регулировало процесс внешнего облика здания. И только с 2014-16 годов появились какие-то механизмы в виде вот этих постановлений правительства, которые позволяют нам каким-то образом принимать свои акты и регулировать эту ситуацию. А по Градостроительному кодексу только градостроительный план земельного участка который к архитектурному облику никак не относится», — рассказывает пресс-секретарь департамента градостроительства Оксана Покаместова.

Послабления в федеральных законах позволят городской администрации создать новые универсальные правила, которые обязали бы застройщика согласовывать архитектурный облик новостройки — не только ее цвет, но и способность вписаться в окружающую среду. Разрешать будет новый орган, состоящий из специалистов разных профессий.

Также уже не первый год горсовет пытается утвердить и новые правила благоустройства, которые могли бы очистить от кричащих элементов рекламы или горе-дизайна уже существующие фасады. Однако всё это только перспективы с размытыми датами, и в городе уже сейчас строятся тысячи квадратных метров нового жилья.

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости