Сегодня заключительная серия проекта о производстве металлов за полярным кругом. Наш корреспондент Ольга Хохлова побывала на Медном заводе в Норильске. И узнала, что карусель - это не только детский аттракцион, но и производственное оборудование. Почему норильчане, никогда не работавшие на заводе, считают себя металлургами, далее в сюжете.
 
Уже много лет работников и гостей Медного завода встречает ковш с застывшим расплавом. Своеобразный символ металлургов, который мы еще не раз увидим в плавильном цехе, сердце завода.
- Это спецодежда рабочих на производстве. Вот такие куртки, не обращайте внимания, что такая большая. Моего размера просто не было, каска, очки и респиратор. Он нужен обязательно, без него на производстве никак нельзя. Нужен, чтобы защитить себя от вредных выбросов.
В отличие от обогатительной фабрики и рудника здесь людей мы встречали часто. На предприятии в три смены трудятся более 2 тысяч человек. Сырье с обогатительной фабрики просушивают и отправляют в плавильный цех. Здесь очень шумно работают огромные агрегаты - конвертеры.
Валерий Белоус, заместитель начальника цеха по производству: «Технология какая: поступает к нам сырье из сушильного цеха в виде концентрата, подается на печи, где происходит плавление. Он самый большой, самый насыщенный всяким оборудованием . Естественно, металлургическое предприятие - медный завод, можно сказать, что самый ключевой».
Но прежде, чем получить чистую медь, из печей сливают файнштейн - это промежуточный материал. Расплав в больших ковшах перевозят в ко второй печи.
- Это, пожалуй, самое жаркое производство «Норильского никеля». Температура здесь более 1200 градусов. Жидкая медь из ложниц выливается вот в такие специальные формы.
Это крутящееся устройство, так называемая, карусель. В ней анодная медь остывает и приобретает вот такую форму. Толщина этих блоков около 5 сантиметров.
- А вот это цех электролиза. Здесь очень сильное электрическое напряжение. Камеры зачастую здесь просто не работают, но нам повезло, и мы продолжаем снимать.
И именно здесь аноды превращают в катоды. Сложный химический процесс проходит в таких огромных ваннах. Через несколько дней из них достанут уже товарную медь.
Щелочь из ванн для человека небезопасна. Поэтому все ходят в резиновых сапогах, листы берут только в перчатках. Отсюда они отправляется в цех готовой продукции. Медь упаковывают, ставят штамп и уже в таком виде отправляют на экспорт.
Алеко Габучия, заместитель директора медного завода: «Все норильчане гордятся нашими металлургическими переделами. Это любовь с рождения, все, кто родился в Норильске, они почему-то себя считают металлургами. День Металлурга и День города у нас проводятся в один день».
Отмечать профессиональный праздник норильские металлурги, а вместе с ними горняки и обогатители будут еще не один десяток лет. Так как разведанных запасов полезных ископаемых на севере края хватит еще как минимум лет на 50.
Ольга Хохлова, Марат Мухамедшин