4181

2019. Серия 4

Аэропорт – воздушные ворота любого города. Первым, что увидят гости Универсиады, станет терминал «Емельяново». Свое первое впечатление о Красноярске спортсмены, журналисты, представители делегаций со всего мира получат именно здесь. О реконструкции аэропорта говорят последние 6 лет. Впервые этот проект представили в 2011-м. Тогда планировалось отстроить терминалы уже к 2015-му. Но из-за неразберихи с активами и инвесторами проект отложили в долгий ящик. При этом в краевой администрации все еще надеются реализовать его до Универсиады. По последним данным, реконструкция «Емельяново» обойдется в 5 миллиардов рублей.

Максим Уразов, руководитель дирекции Универсиады: «Мы сейчас много работаем и смотрим на Красноярск другими глазами. Мы многие его не видим. У меня мурашки по телу идут, когда я смотрю видео про Красноярск. Я горд, что живу в этом городе, и наша задача - чтобы после Универсиады говорили: «Ты был в Красноярске? Не был? Ты многое потерял».

То, что дирекция Универсиады постаралась на славу с подготовкой имиджевых роликов - факт. Но реальность выглядит немного иначе. Аварийное жилье, ветхие здания, нуждающиеся в реставрации. Первую проблему хотят решить к 2017 году с помощью переселения и сноса. Что касается исторических зданий, то их будут ремонтировать. В дирекции Универсиады прекрасно понимают, что на туризм делать ставку можно и нужно. Ту же Казань за время проведения студенческих игр посетило в 6 раз больше иностранцев, чем за последние несколько лет. Но, как говорят сами казанцы, у них получилось создать привлекательную для туристов среду.

- Что такое рушник? Это деревянное место для отдыха людей, можно снять ботинки в этом месте, походить босиком, поболтать ногами в воде.

У молодых архитекторов свои идеи, как привлечь туристов. Они хоть и участвуют в конкурсе с названием «Искусство строить город», но подразумевают, очевидно, совсем не строительство. Самовыражаются за счет малых форм: кусочек деревянной набережной, скульптура глобуса с точкой в Красноярске. По их мнению, таких небольших «фишек» вполне достаточно, чтобы удивить иностранцев.

- То, что удивляет: вы не убрали всех Лениных.

Йен Петер Нильсен норвежец. В Красноярске во второй раз, по делам. Рассказывает, когда приехал к нам впервые, был поражен масштабами города: он в два раза больше их столицы Осло. Такое обилие на местных площадях монументов советской эпохи вызывает у него легкое недоумение.

- Это же история. Нельзя вычеркивать из нее страницы, уничтожать.

Главный архитектор города Андрей Макаров считает, что все это – дело вкуса, а о нем, как известно, не спорят. Напротив, мы должны показать свою историю во всей красе. Причем не только советскую.

- Исторический квартал. Воссоздание уникальной атмосферы купеческого Красноярска конца XIX века. Часть улицы Горького от Карла Маркса до Бограда станет пешеходной. Приступить к работам планируют уже в следующем году. Стоимость проекта пока неизвестна, равно как и сроки его реализации.

По задумке авторов, таких общественных пространств в городе должно стать больше. Еще один масштабный проект – парк 400-летия Красноярска.

- Парк 400-летия Красноярска – новая визитная карточка города. Здесь расположатся спортивные и детские площадки, зона отдыха, а также планируется размещение памятников Универсиады.

И парк, и новая ледовая арена, пока еще не построенная, по задумке проектировщиков, войдут в единый архитектурный ансамбль. Исчезнет рынок, на его месте появятся жилые дома и гостиница. Появится и пешеходный мост через Енисей на остров Татышев. Всего же в следующем году администрация намерена обустроить 15 скверов и парков. Общий бюджет - 226 млн. рублей. Увеличение так называемой рекреации - главная задача нового генплана. По сравнению с предыдущим, количество неприкосновенных зеленых зон увеличилось на 85%, говорит Андрей Макаров.

Андрей Макаров, главный архитектор Красноярска: «Самое ценное, что у нас есть – это наша природа: горы, река. Это такая ценность – мы уйдем, она останется. Поэтому хотелось бы ее оставить в том виде, в котором мы ее получили».

Природа - то, о чем беспокоятся все столицы спортивных мероприятий. И не без основания, говорит Андрей Макаров. Он помнит немало случаев, когда под строительные нужды ландшафт просто стирался. О том, что останется после Универсиады, какое наследие мы получим и сможем ли сохранить его - расскажем в заключительной серии проекта.


Сообщите свою новость