? «Городские легенды»: что было на месте Красноярска до острога? 1 серия — Городские легенды. Исторический проект Новостей 24 (16+) — 7 канал Красноярск
Конкурс «Елки-2»

«Городские легенды»: что было на месте Красноярска до острога? 1 серия

Загрузка плеера
16 Сентября 2013
932

В «Новостях 24» стартует новый проект «Городские легенды». Теперь каждые понедельник, среду и пятницу корреспонденты программы будут рассказывать об истории Красноярска, самых интересных событиях, зданиях, людях и традициях. У проекта 3 автора — Ольга Хохлова, Денис Денисов и Олег Суслов. Сегодня дебютная серия. Ольга расскажет о том, что было на месте Красноярска до строительства острога, а также о том, кто такие аринцы и качинцы.

Территория Красноярска была лакомым кусочком еще с древнейших времен. Многочисленные племена привлекало богатство природы и уникальное географическое положение. Красные берега Енисея и Качи были обжиты десятки тысяч лет назад и переходили от одного народа к другому.

Трудно поверить: в начале XVII века на месте города-миллионера располагались владения князя Тюлки, или Тульки — на русский манер. Оттуда и название — Тюлькина землица. Впервые о ней упоминается в 1609 году в отписке Томских казаков воеводе о том, что они собрали с местных народов ясак или дань. А народами теми были аринцы и качинцы, что жили по разным берегам Качи. 

Между аринцами и качинцами существовала строгая иерархия. Жили на разных берегах широкой и необустроенной еще в то время реки. Аринцы были беднее, поэтому качинцам подчинялись. Было их 2 тысячи человек — и заметьте, речь идет только о мужчинах.

Александр Хромых, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории КГПУ им. Астафьева:
«Эти данные по 30-м годам XVII века. Потому что тогда появились ясачные книги. Для того, чтобы собирать ясак, нужно было ясачно плательщиков учитывать. Ясак брали с кого — с мужчин с 18 до 50 лет. Сколько было женщин и детей, посчитать не возьмется никто».

Жили качинцы и аринцы в берестяных круглых юртах. Юрты сверху обшивали войлоком, накрывали знатным сукном и закидывали шкурами. А в центре жилища разводили огонь. Так и жили.

О внешности тех народов известно мало. В 1737 году Иван Нашивошников, сын боярский, писал:

«Ростом средние, волосом черные... А на ногах носят пимы козлиные ж и штаны из оных же козлин, а летом голые. Зимою носят рукавицы из оных же козлин с шерстью на руках. А на головах носят малахаи овчинные, а женский пол носит такое же».

Оба племени зимой надевали козлиные и овчинные тулупы. 

— В теплое время года — летом и осенью — одежда была легче и удобнее: суконные рубахи у мужчин, и чуть длиннее платья у женщин — холщовые и китайчатые. Качинцы носили еще и шапки, потому что были побогаче. У аринцев шапок не было. Честно говоря, в XXI веке такие вещи кажутся неудобными.

Позволить себе это могли почти все. Была специальная одежда и для охоты. Это одно из главных занятий качинцев. Для поимки животного использовали остроконечные стрелы или таморы. Такое орудие оглушало зверька, но не портило его шкуры. Так, соболями, лисицами, волками, рысями, белками - кыргызам и черным калмыкам качинцы и аринцы платили ясак.

Михаил Баташев, старший научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея:
«Дважды в год весной и осенью огромные стада диких коз, косуль переходили из тайги в степь, из степи в тайгу, меняя сезонности. Практиковалась облавная охота, когда все мужчины выезжали загоном, загонами животных на скаку забивая их. Тогда добывалось большое количество мяса».

Земледелие, пусть и довольно примитивное, качинцам было хорошо знакомо. Пахали землю вот такой сохой.

Качинцы сеяли на полях ячмень и пшеницу. Аринцы ввиду своей бедности выращивали курлык — это дикая гречиха. Недостатка в ней не было, запасались вперед на всю зиму. Благо погода и земля позволяли не голодать.

И аринцы, и качинцы скотоводством занимались вообще поголовно.

Александр Хромых, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории КГПУ им. Астафьева:
«Благоприятные, даже левый берег наиболее благоприятный, чем правый. Здесь преимущественно равнина и, если есть возвышенности, они были удобны для выпаса скота. Относительно теплое лето. Как раз это идеальное место для кочевников-скотоводов».

Кстати, молоко, которое давали коровы и лошади, служило не только средством утоления жажды. Из него делали кумыс, масло и даже алкоголь — вино, к примеру. Но такие продукты появлялись на столах качинцев и аринцев только по праздникам. Хранили все это в сосудах из особым образом выделанной кожи.

Среди качинцев были умельцы, которые изготавливали луки, колчаны, украшения, обувь и седла. Сохранились свидетельства об изготовлении качинцами так называемых лодок-веток, выдолбленных из дерева. Пользовались ими только для переправы по реке. 

А вот куда плавали аринцы и качинцы, а также как развлекались народы в 17 веке, расскажет Денис Денисов в следующей серии проекта.

Ольга Хохлова, Валерий Чащин, Павел Иваницкий

Реклама

+7 (391) 2-900-444

Редакция

Есть идея для программы?

Отправьте ВКонтакте
© 2010—2016, 7 канал Красноярск г. Красноярск, ул. Баумана, 22, тел.: (391) 258-11-30, 2-900-333
Копирование информации — только со ссылкой на «7 канал Красноярск». Для сайтов — только с активной гиперссылкой на страницу новости на сайте www.trk7.ru.
Мы удалим или исправим ваш комментарий, если вы нарушаете российские законы или необоснованно переходите на личности.

Разработано в ООО «Скрит»