4107

Главный элемент. Серия 12

Незаменимый. Уникальный. Используется в каждом втором предмете обихода. Это всё о нём, о никеле! С металлами никелевой группы мы сталкиваемся ежедневно и даже не задумываемся, из чего сделаны дверные ручки, монеты, столовые приборы, ювелирные украшения и даже артобъекты. Сегодня мы завершаем наш спецпроект, посвящённый 80-летию Горнометаллургической компании "Норильский Никель". Прямо сейчас вас ждёт заключительная серия.

От кузова из фанеры - к деталям из титанового никеля! Сегодня главные элементы - никель, платина и палладий - выступают в роли двигателя прогресса, в прямом смысле этого слова. Знакомьтесь – «Титан», канадский грузовой автомобиль. 16-цилиндровый двигатель, масса - 235 тонн. До 90 года прошлого века использовался на угольных шахтах. 
А это – немецкий карьерный самосвал Liebherr T 282. В длину почти 15 метров, вес этой машины - 592 тонны, грузоподъемность – 370 000 килограммов породы. 
И, наконец, Terex – самосвал от компании General Motors и дитя белорусского производителя – БЕЛаз, высота колес – в три человеческих роста! Считается, что чем крупнее двигатель и машина, тем выгоднее она работает и дешевле обходится ее постройка. И если бы не никель, платина и палладий, человечество никогда не увидело бы таких гигантов машиностроения в действии!

До 80% всего выплавляемого никеля используется в металлургии. Он является ценным легирующий элементом – улучшает физические и технологические свойства других металлов. Так, присадка никеля повышает химическую стойкость стального сплава. Температурные контрасты, большие скорости и колоссальные нагрузки. Только усовершенствованные сплавы способны справиться с такими испытаниями.

Максим Кузнецов, управляющий директор автоцентра: "Там, где используется нержавеющая сталь, один из лидирующих компонентов - это никель. Также он применяется в двигателестроении. Алюминиевые блоки: на них наносится гальваническое покрытие с содержанием никеля... Это элементы кузова, элементы крепления, выполненные из нержавеющей стали, это блок двигателя внутреннего сгорания".

Пожалуй, главное свойство никеля при выплавке стальных автодеталей - кузова и двигателей - это его вязкость и коррозийная стойкость. Прочный, высокопластичный, технически чистый никель производят в виде листов, проволоки, труб, ленты или прутьев для использования в машиностроении. Такой никель называют полуфабрикатным.

Если в ювелирной промышленности никель используется для придания сплавам особого блеска, то блестящие декоративные элементы в авто - это все-таки хром.

А вот специальный сплав нитинол (титановый никель) обладает способностью запоминать форму детали и восстанавливать ее при нагреве после деформации - звучит фантастично, но, возможно, в скором будущем "неубиваемые" диски, кузова и двигатели придут на смену менее прогрессивным сплавам.

Максим Кузнецов, управляющий директор автоцентра: "Много другой продукции «Норильского Никеля» - платины и палладия, это каталитические катализаторы, которые помогают очищать выхлопы автомобиля".

40% годового производства платины направляется именно на изготовление катализаторов дожигания выхлопных газов. 

И, наконец, третий незаменимый элемент - Палладий. Крупнейшей сферой его потребления является автомобильная промышленность (около 54% суммарного спроса), где он требуется для изготовления каталитических фильтров. Крупнейшим регионом-потребителем палладия считается Северная Америка. Россия же является одним из главных поставщиков этого металла. А «Норильский Никель» – признанным мировым лидером производства металлургического сырья: это более 18% мирового производства никеля, около 2,5% меди, почти 50% производства палладия и около 13% платины.

Сообщите свою новость