В Красноярске первая «вафельница» появилась на перекрестке улиц Маркса и Вейнбаума – в одном из самых оживленных мест города. Фото: vk.com/krasnoyarskrf
Откуда такая затейливая разметка в России?
В нашей стране «вафельница» как регулятор движения появилась сравнительно недавно – в ПДД её ввели 28 апреля 2018 года. С этой даты разметка получила официальную силу. Впрочем, к примеру, в Москве она появилась гораздо раньше – первые «вафельницы» в столице нарисовали еще в 2015 году, как «рекомендацию».
Сам по себе запрет выезжать на загруженные перекрестки действует уже давно, «вафельница» просто визуализирует его: благодаря ярко-желтой разметке водитель видит, где начинается «зона невозврата», и может лучше оценить, проезжать ему на перекресток, или стоит притормозить.
Кстати, у запретной зоны разметки есть одно исключение – если водителю нужно повернуть направо или налево, он может выехать на перекресток.
У москвичей, кстати, «вафельница» необязательно имеет квадратную форму. Фото: m24.ru
И как, помогает?
По данным экспертов, которые анализировали дорожную обстановку в той же Москве, после появления «вафельниц» проходимость начала расти: скорость движения на помеченных перекрестках увеличилась до 80% утром, и до 15% вечером. Судя по всему, городские власти новинку оценили – за один только 2018 год в Москве появились почти 80 новых «вафельниц».
В столице за соблюдением требований «вафельницы» следят камеры, которые фиксируют нарушения, или сотрудники ГИБДД. Московские водители предпочитают вторых – камеры иногда штрафуют водителей за то, за что по идее не должны: например, за тот самый выезд на перекресток, если автомобилисту нужно свернуть.
Зато в Москве о приближении к «вафельнице» честно предупреждает специальный знак – «участок перекрестка». Это если автомобилист вдруг умудрится не заметить гигантскую желтую сетку на дороге.
Этот знак может использоваться только в паре с «вафельницей» - без неё он бесполезен. В Красноярске таких знаков пока, судя по всему, не предвидится. Фото: drom.ru
А что там у европейцев?
За рубежом «вафельницы» применяются сравнительно давно – и успешно. Желтая разметка есть во многих крупных европейских городах. Кстати, в Америке такую разметку называют «бокс» - там она обычного, белого цвета.
Правда, не везде разметка работает как надо, а кое-где она вовсе не нужна. Например, в столице Румынии – Бухаресте, - «вафельницы» есть. Однако в городе с населением меньше двух миллионов человек, с метрополитеном, развитой системой общественного транспорта (одних только автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов больше полутора сотен, а ведь есть еще скоростной трамвай) разметка не особо-то и нужна. Её наличие, конечно, никому не вредит, но и пользы она приносит не так много, как в перегруженной Москве.
Бухарест. Фото: tema.livejournal.com
Другой пример – Нью-Йорк: вроде и транспортная система развита невероятно хорошо, и общественный транспорт популярен, но всё равно, почти десять миллионов американцев ежедневно создают на главных городских магистралях примерно такой хаос:
Нью-Йорк. Фото: tema.livejournal.com
Так сработает или нет?
По примеру Москвы – может.
Власти Красноярска удачно выбрали место для первой «вафельницы»: перекресток Маркса-Вейнбаума каждый вечер задыхается в пробках. Через эту зону из центра в час-пик одновременно ломятся жители правого берега – на Коммунальный мост, и жители Советского района – на Взлетку, в «Рощу», в Северный, в «Покровку».
И даже четвертый, Николаевский мост, в такой ситуации помогает слабо – большинству красноярцев из центра города на Дубровинского и далее на мост приходится проезжать через тот самый злополучный перекресток.
Остается только вопрос к способу регулирования: будет за правопорядком на перекрестке следить камера, или отдельно поставленный сотрудник ГИБДД.
Превью: фотобанк РИА