6439

«Обратная сторона солнца»: как ремесленник из общины Виссариона строит соломенные дома. Третья серия

Какую изобретательность порой проявляют петропавловские ремесленники и почему иногда они покидают общину?

Можно ли построить дом из соломы? Да и ещё и такой, чтобы выдержал сибирскую зиму и вместил большую семью? В новой серии проекта «Обратная сторона солнца» Денис Денисов и Павел Иваницкий расскажут, какую изобретательность порой проявляют петропавловские ремесленники и почему иногда они покидают общину.

Лепка, рисование, катание войлока, резьба по дереву. Незамысловатым, простым и полезным навыкам самых юных петропавловцев учат деревенские мастера. Тут так принято: если сам что-то делать научился, нужно кому-нибудь передать свой навык.

Община хочет стать максимально независимой от внешнего мира. Понимают, что от денег откажутся не скоро, но необходимой утварью себя обеспечат.

Пётр Петрушенко, лозоплетельщик:
«На лозу всегда есть спрос. Важно, чтобы это было просто и качественно сделано. Есть спрос, конечно. Тем более, такие вещи, как люльки или корзины традиционные, — всегда вне конкурса».

Лозоплетельщик Пётр Петрушенко своему ремеслу обучился 17 лет назад. Специально перед переездом из Украины. Работа с природным материалом — его основное ремесло. Из лозы можно даже поставить забор, который легко прослужит пять-семь лет.

— Материал — я его в руках держу — кажется довольно хрупким, но в качестве забора выглядит вполне отлично.

По образованию Пётр робототехник, но в деревне эта специальность не слишком востребована. В Петропавловку, вместе с женой, приехал за Виссарионом как последователь.

Однако сегодня себя таким не считает. О причинах не говорит. Изгоем, тем не менее, себя чувствует. Но до сих пор придерживается вегетарианской диеты — как и четверо детей.

Пётр Петрушенко, лозоплетельщик:
«Конечно, всех тех ожиданий, которые мы себе нарисовали, тут, естественно, нет. Этого и не может быть. Трудности везде есть. Но в каком-то смысле здесь самое ценное — это люди. Те, кто сюда приехали, составляют основу всего общества».

Даже отойдя от религии, семья Петрушенко чувствуют себя вполне комфортно в Петропавловке. У мастера здесь друзья и собственная мастерская. Совершенное новое общество он построить уже не жаждет, а вполне удовлетворен тем, чего община уже добилась.

Пётр Петрушенко, лозоплетельщик:
«Внутреннее понимание, как можно жить, как можно относиться друг к другу, — это очень важно, это главное зерно. Всё остальное видим внешнее. Там кто-то что-то построил, не построил — это не важно. Важно, что наши дети несут в себе уже понимание, как может быть».

Сегодня Пётр хочет построить нечто совершенно другое. Новый двухэтажный дом. И это будет, пожалуй, первый в тайге дом, построенный из соломы.

— В составе есть солома рубленая, она армированная, она не рассыпается. Так она ещё и с известью, штукатурка — она ещё и водостойкая.
— Почти как бетон получается?
— По сути бетон, только менее твёрдый.

Такие дома получаются тёплыми, дешёвыми, пожаробезопасными — и, вопреки стереотипам, вполне пригодным для жизни в Сибири.

— Для начала нам нужна простая солома. Главное, чтобы она была сухая. Загружаем её в специальный пресс. Небольшое усилие — и через пять минут получается строительный блок, который скоро станет частью жилища.

Конструкцию пресса и всю технологию соломенного дома мастер подглядел у первопоселенцев Дикого Запада. Сам себя он часто с ними сравнивает. Как и авантюристы того времени, он отправился в совершенно дикий и незнакомый край. На деле всё оказалось не так, как в фантазиях, но обретённое здесь спокойствие, говорит, не променял бы ни на что другое.

Денис Денисов, Павел Иваницкий

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости