8213

Экспедиция вывезет из тундры Таймыра лайнер, разбившийся 70 лет назад

Американский самолёт С-47 «Дуглас» разбился в Таймыре в 1946 году, 9 человек пропали без вести

Экспедиция «Дуглас ждет» готовится к поездке на Таймыр. Русское географическое общество собирается перевезти американский самолет С-47 «Дуглас». В 1947 году борт потерпел крушение, самолет почти 70 лет пролежал в тундре. Ирина Шевага узнала, как готовятся к экспедиции.

— Это для устройства быта лагеря, у нас там будет баня полевая.

Личных вещей по минимуму — по 15 килограммов на каждого члена экспедиции. Остальное — фляги, палатки, спальные мешки: все, что нужно для обустройства лагеря. Экипаж — 15 человек, случайных людей нет. Обязанности четко распределены.

Игорь Спириденко, руководитель Экспедиционного центра РГО СФО:
«У коменданта своя зона ответственности — это быт, безопасность, связь, организация лагеря, питание. Также в команде есть опытные спасатели и медик».

На взлетной полосе среди членов экипажа — Авелина Максимовна Анциферова, дочь легендарного летчика Максима Тюрикова. Под его управлением С-47 «Дуглас» совершил свой последний полет. Последним полет стал и для самого летчика.

Авелина Анциферова, дочь пилота Максима Тюрикова:
«Я была так воодушевлена, когда узнала о том, что самолет будет эвакуирован с тундры. Тем более, что я все сама воочию увижу, ощущу его, потрогаю руками. Для меня это главное событие в моей жизни».

23 апреля 1946 года «Дуглас» вылетел из бухты Кожевникова в Дудинку, на борту был 31 пассажир и 5 членов экипажа. Сначала отказал один двигатель, через 4 часа от перегрева загорелся второй. Максим Тюриков посадил самолет в тундре на болото. Через три дня девять человек, среди них и сам капитан, ушли искать населенный пункт.

Тех, кто остался возле «Дугласа», спасли. Останки Максима Тюрикова нашли спустя 6 лет, остальные считаются пропавшими без вести. С-47 «Дуглас» пролежал в тундре около 70 лет.

Чтобы вывезти лайнер, его будут разбирать по частям. Части самолета решили грузить на баржу. Она будет стоять в 80 километрах от лагеря, на реке Пясино. Именно при разборке самолета и могут возникнуть сложности. Для надежности решили заручиться поддержкой американского специалиста.

Глен Мосс, участник экспедиции:
«"Дуглас" — это часть моей жизни. Мой отец пилот, я сам пилотирую с 19 лет, отлично знаю устройство самолета. Как только узнал, что собирается экспедиция, сразу же решил поучаствовать. Я могу быть полезным при разборке. Главная проблема — отделить запчасти друг от друга».

С-47 «Дуглас» — американский военно-транспортный самолет, более известный под названием «Дакота». Во время Второй мировой войны США поставляла их Советскому Cоюзу по договору ленд-лиза. Самолеты летали по легендарной авиатрассе «Аляска-Сибирь». Часть из них после войны оставили для работы в полярной авиации на севере Красноярского края. А вот так выглядит сейчас разбившийся в 1947 году «Дуглас».

Дату приезда обратно в Красноярск члены экспедиции не загадывают — говорят, плохая примета. Но уже точно решили, С-47 «Дуглас» займет центральное место в Музее освоения Севера — его открытие готовит Русское географическое общество.

Ирина Шевага, Павел Иваницкий

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости