2718

800 метров под землёй

Сегодня в Новостях 24 стартует спецпроект о производстве металлов за полярным кругом

 

Сегодня в "Новостях 24" стартует спецпроект о производстве металлов за полярным кругом. Несколько дней я провела на Севере, ездила на заводы и собственными глазами видела, как вот такая руда превращается в медь и никель. В сегодняшней серии проекта предлагаю вместе спустится под землю и посмотреть, что за профессия такая - шахтер.


- Перед тем, как спуститься в шахту, мне выдали специальную одежду. Это вот такие резиновые сапоги, куртка, штаны. Это каска обязательна. Вот такой спасатель, он весит 5 килограммов, нужен на случай, если случится авария. Ну, и вот такой фонарик, в нем есть специальный чип, с помощью него я могу отметиться, и все будут знать, что я сейчас нахожусь в шахте.

Спуск под землю строго по расписанию. Не успел в 10, уедешь только через полчаса. За раз такая кабина увозит вниз полсотни человек.

- И вот мы спускаемся в шахту на глубину 800 метров. На самом деле вот этот лифт похож, так скажем, на обычный, которые в обычных наших зданиях. Такая же скорость, кажется, но нет! Сейчас скорость увеличивается, я чувствую, закладывает уши. Становится немного страшно, но надеюсь с нами ничего не случится, и мы благополучно спустимся вниз.

Скорость лифта примерно 5 метров в секунду. Шахтеры к такому резкому спуску привыкли давно, а вот у меня голова все-таки закружилась.

- Ощущение, что я сейчас пережила буквально посадку самолета, знаете, это когда уши закладывает, и не слышишь даже себя, ощущения невероятные просто.

Глубина почти километр, а вот протяженность шахты в 250 раз больше. Нас встречают и по длинным коридорам ведут к поезду.

- А вот это пассажирский вокзал номер один. Напоминает станцию метро, и вот такие электрички, в которые мы сейчас сядем, и они повезут нас на расстояние 1,5 километра.

Так, рабочий день шахтера начинается каждое утро. Дорога на участок долгая, поэтому на работу остается всего 6 часов. Неудивительно, это ведь еще не весь транспорт.

- А мы держим путь дальше , вот на таких автобусах. Сколько мы будем ехать?

- Примерно 20 минут.

- Вот, 20 минут.

На дорогу с учетом всех ожиданий ушло примерно 45 минут. И мы, наконец-то, оказались на рабочем месте. Правда, людей почти не видно.

Темно и шумно. Гигантские машины: одни бурят, другие - набирают руду в ковши. Интересно, что ими управляют дистанционно, с пульта. Машинист играючи рулит погрузо-доставочной машиной со стороны. Хетаг Цавкаев более 20 лет трудится здесь, говорит, работать может уже с закрытыми глазами.

Хетаг Цавкаев, начальник участка эксплуатации самоходного оборудования: «Когда высота больше 8 метров, запрещено заезжать в ручном управлении. Набирает груз в ковш, точно так же отъезжает в безопасное место и уже дальше производит транспортировку горной массы до рудоспуска уже в ручном режиме».
 

Вот в такие рудоспуски погрузо-доставочные машины выгружают породу, которая проваливается еще глубже - на 10-ки метров.

За сутки такая машина может перевезти до 16 тысяч тонн руды. Это непрерывный процесс. В шахте работает несколько сотен современной спецтехники.

- Посмотрите, какая большая машина, какой большой ковш, нас здесь сейчас стоит трое. Сюда может поместиться еще человек 10. Видно, что за раз эта машина может увезти порядка 10 тонн руды.

После того, как порода попала в рудоспуск, ее грузят в большие вагоны и затем отправляют на поверхность. А после на обогатительную фабрику. Но это уже совсем другая история.


Ольга Хохлова, Марат Мухамедшин

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости