1727

Подземный лифт

На руднике Таймырский уже более 20 лет функционирует один из самых мощных подъемников в Европе

 

Уникальный лифт, способный поднять стадо индийских слонов, и опустить на глубину в 1,5 километра роту солдат. На руднике "Таймырский" уже более 20 лет функционирует один из самых мощных подъемников в Европе. Как он устроен, расскажет Ольга Хохлова.

 

Так каждое утро начинается рабочий день горняка. Дорога на участок долгая. Сотни человек спускаются на глубину полутора километров. На рабочие места их доставляют огромные клети или другими словами - лифты. За раз они могут перевезти около 80 рабочих, а при необходимости и крупногабаритную горную технику.

Сергей Анушенков, заместитель главного механика рудника "Таймырский": «Разовые спуски обеспечивают до 38 тонн в шахту. Это касаемо не делящихся вещей. У нас как канаты и погрузочно-доставочные машины».

Рудник "Таймырский" работает с 1974 года. Он по праву считается одним из самых глубоких в Евразии. При спуске под землю закладывает уши. И не удивительно, скорость лифта 6 метров в секунду. Тем не менее, чтобы оказаться в шахте, хватает пары минут. Надежность и устойчивость клети во время спуска обеспечивают четыре мощных стальных каната. 1 метр весит 10 килограммов. А значит, общий вес тросов - почти 60 тонн. При обрыве хотя бы одного из них лифт начнет вращаться.

Сергей Анушенков, заместитель главного механика рудника "Таймырский": «Три каната нельзя, они должны быть определенной свитки - левый и правый, чтобы как-то гасить направление, потому что при растяжении каната он начинает вращаться, обязательно четное число должно быть».

Работает установка благодаря сверхмощному двигателю. Он тратит огромное количество энергии, подобно полутора тысячам чайникам, включенным одновременно. Любопытно, что следит за работой такого гиганта девушка. Перед ней пульт управления подъемной машины. Множество датчиков следят за напряжением и глубиной, на которой находится лифт, и даже контролируют угол его наклона. Но привести кабину в движение оператор может лишь по сигналу специальных людей - стволовых. Они дежурят на каждом уровне шахты.

Оксана Конопля, машинист подъёмной машины: «Вообще по сигналам. Чисто вот девочки стволовые нам дают сигналы, и мы начинаем движение или останавливаем его. Если в ремонте мы работаем с техническим персоналом, слесари нам дают сигналы. Я только могу в ревизии сама двинуться, а так машина не двинется без сигнала».

Несмотря на большие размеры грузоподъемника, высокий уровень технологичности и непростую систему контроля, в основе лифтового механизма - обычный противовес, который придумали более двух тысяч лет назад еще в Древнем Риме.

Сергей Анушенков, заместитель главного механика рудника "Таймырский": «Противовес - 40 тонн. И движение лифта обеспечивается путем передачи силы трения на подъемные канаты. Канаты перекатываются по шкиву. Шкив трения называется. Они не наматываются, а перемещаются».

Мотор вращает катушку, а тросы перемещаются вверх и вниз, тем самым поднимают или опускают лифт с пассажирами. Вот такое сочетание элементарных законов физики и новейших технологий. Стволовые и машинисты подъемной машины обеспечивает ежедневную работу горняков Таймырского. В том числе благодаря им рудник перевыполняет план. Годовой показатель в 3 миллиона 400 тонн руды будет достигнут за 10 дней до Нового года.

Ольга Хохлова

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости